Зарядка автомобильного аккумулятора
Автор: admin, 17 Май 2013
Здравствуйте, уважаемые читатели, в этой статье я расскажу как сделать зарядку для автомобильного аккумулятора своими руками. Хотя в продаже имеется множество различных зарядных устройств для аккумуляторов, но не все они качественные и далеко не все надёжные. Как известно — чем проще устройство, тем надёжнее и безотказнее. Вот такую надёжную, простую зарядку автомобильного аккумулятора и рассмотрим.
Схема зарядного устройства для автомобильного аккумулятора
На схеме обозначено:
- S1 — выключатель питания (тумблер);
- FU1 — предохранитель на 1А;
- T1 — трансформатор ТН44;
- D1-D4 — диоды Д242;
- C1 — конденсатор 4000 мкФ, 25 В;
- A — амперметр на 10А.
Работа схемы
Трансформатор понижает переменное сетевое напряжение в 220В до 15-20В. Диодный мост из диодов D1-D4 выпрямляет переменное напряжение, а конденсатор С1 сглаживает пульсации выпрямленного напряжения. Амперметр служит для контроля зарядного тока.
Такое устройство также может использоваться для питания транзисторных конструкций и других устройств с напряжением питания 12-15В. Если схема будет использоваться только для зарядки автомобильных аккумуляторов, то конденсатор С1 можно исключить. В принципе можно исключить и амперметр, ток можно контролировать и с помощью токоизмерительных клещей.
Максимальный потребляемый ток схемы при указанных деталях — 10А.
Детали схемы
Вместо трансформатора ТН44 можно использовать любой другой с напряжением во вторичной обмотке 15-20В и мощностью не менее 150 Вт. Однако, если будет использоваться указанный трансформатор, то у него первичная обмотка разделена на секции и можно поставить переключатель, который будет, подключая разные выводы обмоток, регулировать ток зарядки аккумулятора. Можно рассчитать трансформатор, как это написано здесь.
Диоды Д242 можно заменить на любые с максимальным выпрямленным током не менее 5А и обратным напряжением не меньше 30В.
Конденсатор можно заменить на любой электролитический конденсатор меньшей ёмкости, от 500 мкФ (чем выше ёмкость, тем лучше сглаживаются пульсации — это важно для звуковых усилителей, приёмников), либо вообще убрать, для маломощных устройств лучше использовать блок питания, рассмотренный в другой статье.
Амперметр любой на 5-10А. Выключатель S1 любой, рассчитанный на ток не менее 1А, хотя его тоже можно исключить.
Эксплуатация
Заряжаемый аккумулятор подключают к зажимам схемы проводниками, с соответствующим сечением, выдерживающими ток до 10А.
Ток зарядки аккумулятора в начале зарядки составляет 5-6А. В процессе зарядки ток зарядки уменьшается, а напряжение на контактах аккумулятора увеличивается. Аккумулятор считается заряженным, если напряжение на нём остаётся постоянным (около 14В) в течении последующего часа зарядки.
Для того чтобы аккумулятор автоматически отключался при полной зарядке можно собрать схему, представленную в этой статье.
Подпишитесь на новые статьи, используя форму подписки ниже. Поделитесь статьёй с друзьями, нажав кнопку социальной сети.
Комментарии
2 комментария на Зарядка автомобильного аккумулятора”
Ваш комментарий
Обратите внимание: Комментарии модерируются, и это может вызвать задержку их публикации. Отправлять комментарий заново не требуется.
В справочнике трансформаторам на ресурсе
«Справочник радиолюбителя»
по трансформатору ТН44 указаны данные
Мощность: 58 Вт
А также данные по выводам
Выводы обмоток Напряжение, В Допустимый ток, А
7-8 6,3 0,86
9-10 6,3 2,16
11-12(13) 5(6,3) 3,0
14-15(16) 5(6,3) 3,0
Однако в статье вы пишите что нужен трансформатор с напряжением во вторичной обмотке 15-20В и мощностью не менее 150 Вт.
Можно ли его использовать и как соединить выводы?
Спасибо.
Извините, что сразу не ответил, ваш комментарий попал в спам из-за ссылки внутри комментария(убрана).
Спасибо за ценное замечание, действительно, торопился и не описал как следует. Трансформатор ТН-44 использовать можно для аккумуляторных батарей ёмкостью до 60Ач. Для этого соединяем в первичных обмотках выводы 2 и 4 и подаём напряжение на выводы 1 и 5. Также можно поставить переключатель, который задаёт другой режим работы, с большим током зарядки, переключатель должен подключать вывод 1б вместо вывода 1 к сети и вывод 2 соединять с выводом 4б(вместо 2 к 4).
Во вторичных обмотках соединяем выводы 13 и 14 и снимаем напряжение с выводов 11 и 16.
При использовании же трансформатора с напряжением во вторичной обмотке 15-20В и мощностью не менее 150 Вт можно заряжать любые АКБ.